Почему следует беречь жизнь человека

Хотелось бы напомнить верующим о том, что человеческое тело, обладающее свободами и благами, способно перенести наше сознание в нирвану. Задумайтесь над словами Этигэлэй Пандито Хамбо ламы:

Нашедшего человеческую драгоценную свободную веру трудно найти!

Встретившего драгоценное учение Будды трудно встретить!

К хозяину здешнему — Очирдари ламе — трудно попасть и пообщаться!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнув предела в этой жизни и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведомый на встречу к Хозяину смерти.

Во время ухода в очередной мир в одиночестве

Всё твоё богатство, родные, любимые и близкие,

Оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства, безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и будут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику десяти благих деяний — незамедлительно!

Количество живых существ, населяющих нашу планету, бессчётно, подобно бесчисленным пылинкам на земном шаре. И среди них лишь самую малую часть составляют люди. Люди, которые, как и все остальные существа, рождаются и живут в беспощадном кругу сансары, в кругу сплошных страданий, страха и беспокойства. В этом огненном круговороте перерождений пребывают охваченные пламенем сансары шесть разновидностей живых существ:

  1. Небожители (дэвы).
  2. Полубоги (асуры).
  3. Люди.
  4. Животные.
  5. Голодные духи (прета).
  6. Существа ада.

Каждое существо, связанное порочной кармой, подвластно силе собственных клеш (цепляний), которые порождают вновь и вновь ещё больше негативной кармы, тем самым увлекая существ на самое дно круговерти (цепи перерождений) без малейшей пощады.

К счастью, среди вышеперечисленных разновидностей живых существ есть такие, тела которых являются той редкой возможностью, используя которую, можно достичь свободы от сансары даже в течение одной жизни. Тело человека — самое драгоценное и редкое.

В великом труде Дже Цзонхавы «Ламрим» говорится:

«Хотя, родившись человеком, и испытываешь безмерные страдания, это лучшее место; его трудно найти даже за миллионы кальп».

Поэтому рождение в человеческом теле уподобляется нахождению бесценного сокровища. Если прожить эту жизнь в погоне за славой, богатством и роскошью, пусть даже просто бездельем, то это будет подобно глупейшей растрате драгоценных сокровищ, которых больше уже не найти.

В «Ламриме» сказано:

«Размышляйте о том, что, если растратить попусту столь важное для высокого рождения и подлинного блага положение, не стараясь денно и нощно созидать причины их обоих — уподобишься возвращающемуся с пустыми руками с острова сокровищ».

Почему только человек имеет драгоценное рождение? А что же боги?
Как сказано в «Ламриме»:

«Когда божество умирает, другие боги говорят:
— Желаем тебе обрести счастливый удел.
Счастливый удел — это человеческий мир».

Согласно сказанному, можем предположить, что даже божества не имеют такой возможности применения практики освобождения, как люди. Ведь божества, пребывая в постоянной мысли и желании услаждения чувств, наслаждаясь удовольствиями, мало ощущают страдания, и большинство из них не понимают ущербности сансары из-за того, что в их жизни не проявляются горе, нищета, голод и пр. А как отвергнуть сансару, если ты не видишь в ней изъянов?

Что касается трёх низших миров — животных, голодных духов и обитателей ада, то причина неспособности к духовной практике у них иная. Согласно сказанному в «Ламриме», «у обитателей трёх дурных уделов с трудом возникают мысли о Дхарме (учении Будды), а если чуть-чуть и возникнут, практиковать они не способны, поскольку слишком страдают». Также они глупы и ограничены разумом.

В мире адов или голодных духов (прета), в страшном огне или жутком холоде, в чувствах, наполненных жаждой и голодом, трудно и тщетно окутать духовностью душу и сердце, столь дикие боли терпя.

Такая же ситуация и в мире животных, где смысл жизни заключается в нахождении еды и питья.

В определении благоприятного рождения одно лишь человеческое тело нельзя назвать пределом для необходимых условий в практике Дхармы.

Согласно «Ламриму», существует восемь видов несвобод для людей:

«Рожденье приверженцем ложных воззрений,
Животным, в аду или духом голодным,
В местах, где не слышали Будды ученье,
В стране дикарей иль немым, идиотом,
Одним из богов-долгожителей – это
Изъяны восьми несвободных рождений.
Свободный от них, ты теперь постарайся
Уйти навсегда от рождений в сансаре».

Поэтому, имеющие эти восемь свобод, задумайтесь о ценности и редкости случая нахождения такого счастья. Используйте эту возможность сегодня, ибо такая удача может растратиться даром. Согласно сказанному Буддой Шакьямуни в предметах «Винаи»:

«После смерти в дурных уделах число рождений там же равно числу пылинок огромной земли, а перерождений в счастливой участи — числу пылинок на кончике ногтя».

Уважаемые читатели, берегите драгоценное человеческое рождение! Оно является той лодкой, с помощью которой мы можем достичь берега Освобождения!

Гэбшэ лама Зоригто Батуев

Поделитесь с друзьями:

Цитата дня

«Когда возникает какая-то проблема, постарайтесь оставаться скромным, сохранять искренность и следить, что делаете вы это искренне. Конечно, другие люди могут попытаться использовать вашу ситуацию, и если ваше сохранение беспристрастности только противостоит несправедливой агрессии, оставайтесь стойкими. Это, тем не менее, должно делаться с состраданием, и если необходимо выразить свои взгляды и оказать серьезное противодействие, делайте это без гнева или злого умысла».